News image News image News image News image News image News image News image

Спецназ России ГРУ. АФГАНСКАЯ ЭПОПЕЯ

News image

ИСТОРИЮ применения спецназа в Афганистане можно условно разбить на три ос...

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС БОЙЦА СПЕЦНАЗА

News image

Воспитание бойца подразделения спецназа – процесс дорогостоящий, трудоёмкий и долгий. В ...

Спецназ России ГРУ ГШ

News image

Краткая история спецназа ГРУ ГШ Спецназ Вооруженных сил России создавался и де...

Главная - СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ - ПОДВОДНЫЕ ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ. Период Второй Мировой войны

ПОДВОДНЫЕ ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ. Период Второй Мировой войны

Ласты, как известно, дают некоторое увеличение скорости плавания, но даже хорошо тренированный пловец проходит в них не более 3-х километров за час. При этом он тратит много сил. К тому же воздух из баллонов расходуется довольно быстро. Поэтому боевые пловцы широко используют механические средства передвижения под водой.

Период Второй Мировой войны

Италия. Рассмотрев несколько способов доставки диверсантов к объектам атаки, командование итальянского флота решило использовать для этих целей модернизированные торпеды. В дальнейшем за этим транспортировщиком диверсантов прочно закрепилось название управляемой торпеды , которое ничего общего не имеет с японскими человекоторпедами.

Этот транспортировщик, который назвали SLC , или Майяле , был создан на базе электрической торпеды калибра 533 мм. Он имел балластные цистерны, обеспечивающие возможность его погружения и всплытия. Водитель и пассажир транспортировщика сидели верхом на торпеде, упираясь ногами в специальные выступы - стремена . Находящийся впереди водитель был защищен от набегающего потока воды козырьком обтекаемой формы из прочного стекла. Перед водителем на приборном щитке располагались магнитный компас, глубиномер и приборы, показывающие давление в цистернах. Рядом со щитком находился привод управления электропомпой, используемой для перегонки дифферентовочной воды межу носовой и кормовой дифферентными цистернами. Дифферентовка торпеды производилась перед началом атаки, после отделения заряда и в отдельных случаях на переходах. Между водителем и пассажиром в верхней части корпуса торпеды устанавливалась цистерна быстрого погружения, к ней же крепился баллон воздуха высокого давления. За спиной водолаза размещался ящик для хранения запасного дыхательного прибора и приспособлений, включающих сетеподъемники, сетепрорезатели, зажимы, концы тросов и т. д.

Носовая часть торпеды до защитного козырька была занята боевым зарядом, снабженным часовым механизмом для подрыва и рымом для закрепления под днищем атакуемого корабля. К основному корпусу торпеды заряд присоединялся легкоразъемным замком. Далее в корму была расположена носовая дифферентная цистерна и аккумуляторная батарея, состоявшая из 80 элементов общим напряжением 60 вольт.

Регулировка скорости (три скорости вперед и одна назад) производилась шаговым реостатом, установленным в непроницаемом корпусе и имевшем выведенный наружу механический привод. Кормовую часть корпуса торпеды занимали дифферентная цистерна и конусообразный обтекатель. В движение торпеда приводилась винтом, защищенным кольцевой насадкой, сзади которой устанавливались кормовые горизонтальные и вертикальные рули.

При нападении на крупные корабли диверсанты использовали один заряд весом 300 кг, снабженный часовым взрывателем, а при нападении на транспорты и суда снабжения применялись два заряда весом по 150 кг, также имевшие взрыватели с часовым механизмом. На вооружении транспортировщика находились и зажигательные заряды, с помощью которых должны были поджигаться плавающие на поверхности воды нефть и нефтепродукты. Экипаж мог брать до шести таких зарядов.

Именно этот тип управляемых торпед-транспортировщиков использовался итальянцами во Второй Мировой войне для диверсионных операций. По мере накопления опыта эксплуатации торпед в них вносились изменения, касающиеся в основном улучшения приборов управления, увеличения дальности хода (за счет установки более совершенных аккумуляторных батарей), и некоторые другие, однако архитектурный тип торпеды не менялся.

Управляемые торпеды этого типа принимали участие в 13 операциях, причем использовались одновременно от двух до четырех единиц. Восемь операций были безрезультатными из-за противодействия авиации и боевых кораблей, примитивности конструкции и высокой аварийности управляемых торпед. Наибольшего успеха итальянцы добились в Александрии, повредив два линейных корабля и потопив танкер. Остальные четыре диверсии совершались на слабо охраняемых якорных стоянках, где было потоплено 12 судов.

В 1943 году в Италии была создана управляемая торпеда-транспортировщик типа SSB . В отличие от SLC она имела больший диаметр корпуса и большую глубину погружения. Экипаж из двух человек располагался внутри корпуса так, что только их головы и плечи выступали наружу. Перед каждым из них были установлены защитные козырьки обтекаемой формы. Скорость хода и дальность плавания под водой этого транспортировщика была увеличена за счет установки дополнительной группы аккумуляторных батарей в носовом непроницаемом контейнере.

В средней части корпуса с обоих бортов на кронштейнах были закреплены два заряда цилиндрической формы.

С помощью транспортировщика SSB предполагалось проникнуть в Гибралтар в дневное время для уничтожения находившихся там английских линейных кораблей. Однако буквально за несколько дней до начала операции Италия капитулировала.

В начале войны в качестве водителей управляемых торпед-транспортировщиков командование итальянских военно-морских сил использовало только строевых офицеров-подводников, что значительно облегчало подготовку экипажей торпед. В дальнейшем, по мере расширения диверсионных операций и в связи с потерями личного состава к управлению торпедами стали допускаться офицеры технической, медицинской, интендантской и других служб. Это привело к тому, что время подготовки квалифицированных водителей увеличилось до одного года, поскольку приходилось обучать их основам легководолазного дела, навигации, обращению со взрывчатыми веществами, практическому управлению торпедами и т. д. Отбор в специальные школы подготовки производился только среди добровольцев, основными требованиями к которым являлись молодость и здоровье. После прохождения легководолазной и теоретической подготовки отбирались кандидаты в водители управляемых торпед, составлявшие, как правило, менее десяти, процентов от общего числа принятых добровольцев. Остальной контингент направлялся на боевые корабли для использования в качестве водолазов.

На последующих этапах подготовки к диверсионным операциям все водители управляемых торпед не менее двух раз в неделю в ночное время проводили практические атаки крейсера-мишени, стоявшего в базе Специя.

Первоначально предполагалось доставлять торпеды в район диверсий гидросамолетами, выполняя одновременно отвлекающий бомбовый удар. Однако в 1940 г. в качестве основного способа доставки было решено использовать не авиацию, а подводные лодки, обеспечивающие наибольшую скрытность.

На первых лодках четыре управляемые торпеды перевозились непосредственно на палубе. В дальнейшем, учитывая возможность противодействия противника на переходах и погружения подводных лодокносителей на глубину, превышающую предельные глубины погружения управляемых торпед, а также для защиты корпусов управляемых торпед от длительного воздействия воды и ударов волн на палубах подводных лодок класса 600 установили три равнопрочных прочному корпусу подлодки контейнера, два из которых располагались в корму от ограждения рубки и один в нос.

На подводных лодках-носителях класса Мурена устанавливались четыре контейнера для перевозки управляемых торпед или других диверсионных средств. Поскольку свои переходы подводные лодки того времени совершали в основном в надводном положении, были предприняты меры по уменьшению их силуэта, включавшие изменение формы ограждения рубки, удаление носовых и кормовых орудий, а также камуфлирование лодок-носителей под рыболовные суда.

Принимались и другие меры для обеспечения скрытности транспортировки управляемых торпед. Так, например, если в первых операциях для обеспечения выхода экипажей управляемых торпед подводная лодка-носитель должна была всплывать на поверхность, то в последующем носовые отсеки подводных лодок оборудовали шлюзовыми камерами для выхода и входа легководолазов внутрь прочного корпуса без всплытия лодки-носителя на поверхность.

Для транспортировки управляемых торпед использовались и специально оборудованные торпедные катера, перевозившие по две управляемые торпеды.

Англия. Первые английские управляемые торпеды имели официальное наименование управляемые человеком торпеды Мк-1 . Их основные тактико-технические элементы таковы: вес - 1200 кг, длина около 7 метров, скорость - 4, 5 узла, дальность хода 18 миль, глубина погружения до 30 метров. Несли заряд ВВ весом 275 кг, плюс к нему 5 магнитных мин по 5 кг каждая.

Эти торпеды являлись почти точной копией итальянских торпед и отличались от них лишь незначительными деталями. Так же, как и на итальянских торпедах, водитель защищался от набегающего потока воды изогнутым козырьком, на внутренней стороне которого размещались магнитный компас, манометры, вольтметр и глубиномер. Управление кормовыми горизонтальным и вертикальным рулями производилось одним штурвалом, соединенным с рулями четырьмя штуртросами. На торпеде имелась коробка скоростей, обеспечивавшая четыре скорости движения, из них три вперед и одну назад.

Между членами экипажа размещалась цистерна быстрого погружения. В кормовой части торпеды был установлен довольно громоздкий проницаемый обтекатель, в котором хранились запасной дыхательный прибор, приспособление для преодоления сетевых заграждений и т. д.

Для подвески основного заряда под корпусом корабля использовался кожаный ремень, натягиваемый между двумя подковообразными магнитами, укрепляемыми на корпусе. Для транспортировки управляемых торпед использовались подводные лодки Тандерболт , Трупер и подводная лодка Р-311 . На подводной лодке Тандерболт позади ограждения рубки параллельно диаметральной плоскости установили на палубе два прочных цилиндра длиной по 8 и каждый с откидывающимися в сторону крышками. За контейнерами для облегчения извлечения торпед были проложены специальные рельсы длиной 8 м. с откидывающимися в сторону крышками. За контейнерами для облегчения извлечения торпед были проложены специальные рельсы длиной 8 м. На двух других подводных лодках установили по три контейнера, причем один впереди ограждения рубки.

Имевшиеся технические недостатки управляемых торпед типа Мк-1 были устранены при разработке новой модификации управляемых торпед Мк-2, созданных в конце войны и известных под названием Терри . Диаметр их корпусов был увеличен до 65 см, дальность плавания возросла до 30 миль, а вес взрывчатки составил 500 кг.

Экипажи английских управляемых торпед-транспортировщиков набирались среди добровольцев в возрасте 19-20 лет, их подготовка включала три основных этапа.

На первом этапе, проводившемся в Портсмуте, изучались основы водолазного дела, методы опознания кораблей и береговых ориентиров, методы обращения с взрывчатыми веществами. Большое внимание уделялось также физической подготовке.

Второй этап включал обучение вождению транспортировщика, для чего вначале использовались макеты транспортировщиков, буксируемые катерами на различных глубинах с различными скоростями, а затем боевые машины. Здесь же отрабатывались приемы преодоления сетевых и боновых заграждений.

Последний этап включал учебные атаки линейного корабля, защищенного всеми средствами охраны водного района (сети, боны, шумопеленгаторные станции), и продолжался обычно 3-4 дня.

К концу войны в Англии был создан транспортировщик MSC (Motorized Submersible Canoe - моторное погружающееся каноэ), который использовался для скрытной доставки на берег одиночных разведчиков и диверсантов.

Из-за острых носовых и кормовых обводов и внешнего вида он получил наименование подводной байдарки . Водитель располагался сидя в кормовой части транспортировщика, его плечи и голова находились под колпаком из плексигласа высотою 60 см.

Для движения в надводном и подводном положениях использовался гребной винт, приводимый во вращение электродвигателем постоянного тока, помещенным в прочный контейнер. Погружение и всплытие транспортировщика осуществлялось заполнением и продуванием четырех цистерн, две из которых располагались в оконечностях, а две - в центральной части корпуса. Продувание цистерн производилось от стационарной системы воздуха высокого давления, включавшей два баллона, клапаны и трубопровод. На транспортировщике имелась также стационарная дыхательная система.

Для маневрирования транспортировщика при ходе в надводном и подводном положениях использовались кормовые вертикальный и горизонтальные рули, имевшие ручной привод.

Обучение управлению этим транспортировщиком велось в основном среди участников движения Сопротивления Норвегии, Франции и других стран одновременно с подготовкой экипажей управляемых торпед и сверхмалых подводных лодок. Транспортировщик типа MSC широко использовался англичанами и американцами для скрытной доставки разведчиков и диверсантов. На расстоянии нескольких миль от берега транспортировщики спускались на воду торпедными катерами или другими небольшими кораблями. После спуска управляемый водителем транспортировщик приближался к берегу. На некотором удалении от него водитель затоплял транспортировщик и добирался до берега вплавь в легководолазном снаряжении.

Конструкция MSC страдала рядом недостатков, среди которых главным было то, что байдарка плохо управлялась в подводном положении. Она подчинялась манипуляциям водителя с некоторым промедлением, за что и получила ироническое неофициальное название Спящая красавица (Sleeping Beauty). Сведения об успешных диверсионных операциях с помощью MSC отсутствуют.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Спецназ. Подразделения.

Спецслужбы республики Монголии

News image

За организацию взаимодействия монгольских спецслужб и правоохранительных органов с иностранными па...

Китайский спецназ: тренировка на видео

News image

Физическую подготовку спецназа Китая часто сравнивают с адом. Если посмотреть ...

Обмен разведданными в борьбе с терроризм

News image

Одна из главных проблем в борьбе с терроризмом состоит в то...

Новости

Руководители МВД по Республике Алтай пос

News image

Очередной Новый год офицеры Горно-Алтайского спецназа и сотрудники республиканского МВД вс...

В Хабаровске отдельному специальному мот

News image

История специальных моторизованных воинских частей Восточного округа внутренних войск МВД РФ...

В Приморье сотрудник ОМОН спас пострадав

News image

9 декабря на трассе Владивосток-Находка произошла трагедия: ровно в 12 ча...

SAS будет тренироваться в Форт-Брагге

News image

Элитное британское спецподразделение SAS (Special Air Service) будет тренироваться в ...

Авторизация