News image News image News image News image News image News image News image

Спецназ России ГРУ. АФГАНСКАЯ ЭПОПЕЯ

News image

ИСТОРИЮ применения спецназа в Афганистане можно условно разбить на три ос...

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС БОЙЦА СПЕЦНАЗА

News image

Воспитание бойца подразделения спецназа – процесс дорогостоящий, трудоёмкий и долгий. В ...

Спецназ России ГРУ ГШ

News image

Краткая история спецназа ГРУ ГШ Спецназ Вооруженных сил России создавался и де...

Главная - СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ - ПОДВОДНЫЕ ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ. Транспортировщики послевоенного периода

ПОДВОДНЫЕ ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ. Транспортировщики послевоенного периода

После Второй Мировой войны большое распространение получили транспортировщики открытого типа, весьма разнообразные по тактико-техническим элементам и конструкции (см. таблицу). Характерной особенностью их является то, что они или вообще не обеспечивают или обеспечивают лишь минимальную защиту водолаза от окружающей водной среды. Изза этого транспортировщики открытого типа могут использоваться только при определенных температурных условиях в течение двух-шести часов и до определенных скоростей, не превышающих, как правило, 4-6 уз.

Простейшим типом индивидуального транспортировщика является буксировщик Кусто . Он был разработан во Франции в 1952 г. и представляет собой прочный контейнер обтекаемой формы, разделенный на два отсека. В одном из них размещается аккумуляторная батарея, а в другом - электродвигатель постоянного тока.

Специальных органов изменения глубины и курса у транспортировщика нет, маневрирование производится изменением положения тела пловца.

Несмотря на то что этот тип транспортировщиков нашел применение на многих флотах, возможности его использования ограничены из-за того, что руки пловца постоянно заняты и он не может при буксировке выполнять какие-либо другие работы.

Во Франции, США, Англии, Испании и ФРГ распространен одноместный транспортировщик типа Пегас , разработанный во Франции и пригодный не только для буксировки легководолазов, но и для выполнения подводных фото - и киносъемок.

В носовой его части установлены контейнер с контрольно-измерительными и навигационными приборами, включающими гиро - и магнитный компасы, вольтметр, искусственный горизонт, глубиномер, счетчик оборотов гребного вала, счетчик времени, индикатор поступления воды внутрь прочного корпуса и носовые горизонтальные рули. Здесь же могут быть установлены боксы с кино - и фотокамерами, прожекторы или другое оборудование.

В средней части корпуса транспортировщика установлено седло велосипедного типа для водолаза, а в кормовой части - трехлопастный гребной винт в насадке и вертикальный руль. Внутри корпуса размещены серебряно-цинковая аккумуляторная батарея емкостью 80 а. ч. и гребной электродвигатель мощностью 1, 5 л. с. при 7500 об/мин. Гребной вал соединяется с электродвигателем через планетарный редуктор, имеющий передаточное отношение 12: 1. Водолаз при движении обычно располагается лежа, однако в некоторых случаях он может сидеть. Корпус транспортировщика выполнен из листов некорродирующего в морской воде алюминиевого сплава толщиной 3 мм. Перед каждым погружением его балластируют твердым балластом таким образом, что у него остается небольшая положительная плавучесть.

Маневрирование Пегаса производится с помощью носовых и кормовых горизонтальных рулей с ручным приводом и кормового вертикального руля, имеющего ножной привод.

При попадании воды внутрь транспортировщика он под действием автоматического устройства всплывает на поверхность. При необходимости увеличения скорости или дальности буксировки на транспортировщике могут устанавливаться дополнительные контейнеры с аккумуляторными батареями.

Италия была инициатором создания транспортировщика Иппокампо , известного также под названием Си Хоре . Его экипаж размещается в торпедообразном корпусе так, что только головы и плечи сидящих водолазов возвышаются над корпусом. Особенностью транспортировщика является использование для движения бензинового двигателя, установленного в прочном контейнере. Воздух для работы двигателя подается по гибкому резиновому шлангу, приемный патрубок которого поддерживается на поверхности воды специальным поплавком. На показательных испытаниях, проведенных в 1956 г. в США, итальянский экипаж сумел пройти на Си Хоре под водой 60 миль со скоростью 8 уз, периодически погружаясь на глубину до 18м.

На его основе в США создана целая группа транспортировщиков, имеющих электродвигатели. Один из них, двухместный транспортировщик Дарт , имеет торпедообразный корпус, изготовленный из стеклопластика. Оба водолаза в нем защищены от набегающего потока воды козырьками из плексигласа. Движительно-рулевой комплекс состоит из одного кормового электродвигателя, вращаемого им винта и двух бортовых поворотных движительно-рулевых колонок.

Особенностью этого транспортировщика является возможность подзарядки аккумуляторной батареи при движении на одном электродвигателе. В этом случае его дальность плавания может достигнуть 200 миль. При работе трех электродвигателей транспортировщик может пройти 28 миль (51, 8 км) со скоростью 8 уз. (14, 8 км/час). Погружение и всплытие его осуществляют заполнением и продуванием сжатым воздухом балластных цистерн.

Широкое распространение получили также транспортировщики легководолазов, имеющие защитный корпус.

Один из первых транспортировщиков такого типа Тайгер (США) имеет торпедообразный корпус из стеклопластика толщиной от 5 до 13 мм. В нем оба члена экипажа размещаются в кабине из плексигласа, сидя лицом по направлению движения. Движением и маневрированием транспортировщика управляет сидящий впереди водитель с пульта самолетного типа. В носовой части установлена гидроакустическая станция. Маневрирование транспортировщика осуществляется с помощью двух пар носовых и кормовых горизонтальных рулей и вертикального руля. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, состоящая из 12 элементов, каждый весом по 17 кг, так же как и электродвигатель, помещена в прочный контейнер.

Для погружения и всплытия Тайгера используются балластные цистерны. На транспортировщике имеются система воздуха высокого давления и дыхательная система. При собственном весе 400 кг Тайгер может перевозить или буксировать грузы весом до 450 кг.

В середине пятидесятых годов в США был создан транспортировщик под названием Минисаб . В настоящее время создано семь модификаций транспортировщиков типа Минисаб , нашедших применение на флотах США, Англии, Греции, Венесуэлы и других стран.

Наиболее совершенную конструкцию имеют транспортировщики Минисаб Мк-IV и Минисаб Мк-VII , способные перевозить двух водолазов и груз весом до 500 кг. В первом из них водолазы сидят спиной друг к другу, а во втором лежат рядом лицом вниз. Для вращения гребных винтов используется электродвигатель. Управление двумя парами носовых и кормовых рулей, установленных под углом 30° к горизонту, производится водителем одним штурвалом. Для погружения и всплытия транспортировщика используются балластные цистерны, продуваемые воздухом высокого давления из стационарной бортовой системы.

Энергетическая установка транспортировщика Минисаб Мк-VII включает аккумуляторную батарею напряжением 12 в и емкостью 25 а. ч., электродвигатель постоянного тока мощностью 1 л. с. при 5400 об/мин, соединенный с гребным валом через понижающий редуктор, с передаточным отношением 1: 30. Аккумуляторная батарея и электродвигатель помещены в прочные пластмассовые контейнеры. Плавучесть аппарата в пределах 4-6 кг, обусловленная различием в весах водолазов, регулируется твердым балластом перед спуском на воду.

Для дыхания под водой водолазы могут пользоваться стационарной дыхательной системой, включающей воздушные баллоны с рабочим давлением 125 кг/см2, дыхательные автоматы и шланги с загубниками.

В США построен одноместный транспортировщик Т-14 , имеющий хорошо обтекаемый корпус каплеобразной формы. Водитель располагается сидя в просторной кабине, имеющей обтекатель из плексигласа. Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава.

Источником энергии для двигателя служит серебряно-цинковая батарея из 18 элементов напряжением 24 в и емкостью 100 а. ч. Двигатель и аккумуляторная батарея расположены в прочных цилиндрических контейнерах. Рулевой комплекс, включающий кормовые горизонтальные рули, кормовой вертикальный руль, а также носовые рули (установленные под углом 30 градусов к горизонту), обеспечивает транспортировщику высокую маневренность. Носовые горизонтальные рули установлены на амортизаторах, что исключает возможность их поломки при касании грунта. Перекладка горизонтальных и вертикального рулей производится как ручным, так и ножным приводом.

На базе Т-14 разработаны и испытаны транспортировщики Т-18 , Т-23 и Р-25 . Последний из них развивал под водой скорость до 10 узлов (18, 5 км/час).

В России существует транспортировщик на одного человека типа Протон , внешне похожий на лягушку. Он был разработан еще в 60-е годы по образцу буксировщика Кусто , и до сих пор широко используется в различных подразделениях флота.

Менее известен транспортировщик торпедного типа - Сирена . Его диаметр 53 сантиметра, длина 872 сантиметра, масса 1097 кг (в том числе 460 кг приходится на контейнер со взрывчаткой). Такие габариты позволяют осуществлять доставку Сирен и пловцов-диверсантов в район боевых действий на обычных подводных лодках типа Палтус (877-й проект).

Скорость хода Сирены составляет 2-4 узла (в зависимости от глубины), дальность хода равна 1216 милям (22-29, 6 км). Глубина погружения до 40 метров, экипаж 2 человека. Имеется автопилот, удерживающий транспортировщик на заданной глубине и курсе, в том числе при остановках.

По инструкции, время на то, чтобы двое боевых пловцов внутри подводной лодки полностью подготовились к выходу за борт, прошли шлюзование, извлекли Сирену из торпедного аппарата, оседлали ее, включили двигатель и отправились в путь, не должно превышать 90 минут. Правда, при том условии, что аккумуляторы торпеды - транспортировщика были заряжены раньше.

В настоящее время, в связи с огромной популярностью подводного спорта, туризма и археологии, подводные транспортировщики производятся во многих странах. Благодаря широкому применению новых материалов, источников энергии, дыхательных аппаратов, современные транспортировщики отличаются снижением массы и уменьшением габаритов с одновременным увеличением полезной нагрузки, дальности, глубины плавания, скорости хода.

Наиболее прочные позиции на международном рынке транспортировщиков военного назначения занимает итальянская фирма КОСМОС (Конструционе Мотоскафи Соттомарини) из Ливорно. Известно, что с 1956 года по 1995 год она продала более 600 транспортировщиков трех моделей серии СЕ 2F (X30, Х-60 и Х-100). Различия между ними в основном по глубине погружения. Если Х-30 погружается на 30 метров, то Х-60 на 60 метров.

Транспортировщик СЕ 2F/X-60 - это двухместное плавательное средство мокрого типа. Кокпит (место для экипажа) закрыт обтекателем из оргстекла, что значительно уменьшает сопротивление воды. На переходе оба члена экипажа дышат воздухом из резервуара транспортировщика, благодаря чему экономится воздух в баллонах их аппаратов. Рулевой сидит впереди и манипулирует рулями курса и глубины. Перед ним на приборной панели находятся простейшие навигационные приборы.

Длина транспортировщика 7 метров, ширина 0, 8 метра, высота 1, 5 метра. Аккумуляторы на серебряно-цинковых элементах и электродвигатель мощностью 5, 5 лошадиных сил обеспечивают дальность плавания 50 миль (92, 6 км) на скорости 3, 3 узла (6, 1 км/час). Транспортировщик может нести одну мину Мк-31 (весом 270 кг), либо две мины Мк-41 (по 160 кг каждая), или же 8 мин Мк-414 (по 56 кг каждая).

Одним из наиболее перспективных средств доставки боевых пловцов являются в настоящее время катера-амфибии надувного типа. Это новый вариант реализации старой идеи подводной байдарки . Дело в том, что современные системы подводного обнаружения во многих случаях не позволяют приближаться к охраняемым портам не только сверхмалым подводным лодкам, но и подводным транспортировщикам. Пловцам приходится покидать свои носители вне радиуса действия гидроакустических средств, чтобы двигаться дальше на ластах. В результате значительно возрастают затраты времени и физических сил на выполнение задания, снижается масса полезной нагрузки пловцов (приборы, оружие, взрывчатка).

К числу одной из лучших на сегодня моделей катеров-амфибий относится Сабскиммер-80 (Subskimmer-80), выпускаемый английской фирмой Сабмарин продактс . Это плавсредство изготовлено из прорезиненного материала, с пластиковой палубой между надувными элементами корпуса. Длина катера 5 метров, ширина 1, 8 метра, вес всего лишь 800 кг (вместе с моторами и прочим оборудованием). Столь небольшие габариты дают возможность перевозить его на любом военном корабле и коммерческом судне (вплоть до мореходных прогулочных катеров), а также в кузовах грузовых автомобилей, в автофургонах и прицепах, в транспортных самолетах и вертолетах.

На поверхности воды Сабскиммер-80 развивает скорость до 28 узлов (51, 8 км/час). 130 литров топлива в двух баках хватает ему на то, чтобы в хорошую погоду преодолевать расстояние 100 миль (185 километров) со средней скоростью 22, 5 узла (41-42 км/час). В подводном положении с помощью двух гребных электродвигателей он может пройти 4б миль (7, 4-11, 1 км) на скорости 3 узла (5, 5 км/час). При этом катер берет на борт от двух до четырех диверсантов вместе со всем их вооружением и снаряжением.

Высокая скорость и большой запас надводного хода катера, в сочетании с почти полной его невидимостью для радиолокаторов, а также неслышимостью для гидроакустических приборов определяют тактику применения. Катер спускают на воду в значительном удалении от цели (на расстоянии несколько десятков километров). На крейсерской скорости 20-25 узлов он достигает точки погружения. Там бензомотор выключают и выпускают из надувных элементов корпуса часть воздуха. Катер погружается, после чего водитель включает электродвигатели, расположенные на панели в передней части катера. Изменения курса и глубины осуществляются поворотами этой панели в горизонтальной или вертикальной плоскости посредством специальных рычагов. Всплытие после отхода из зоны операции производят путем продувания элементов корпуса сжатым воздухом из баллона. Затем снова включают бензомотор и на полной скорости устремляются в обратный путь.

Аналогичный катер Кракен-90 производят во Франции. Его длина около б метров, ширина около 2 метров, а надувные элементы корпуса сделаны из алюминиевого листа толщиной 4 мм. На катере установлен мотор Ямаха мощностью 90 лошадиных сил, обеспечивающих крейсерскую скорость 20 узлов (37 км/час). Дальность плавания под бензомотором на поверхности воды составляет 90 миль (166-167 км). Интересно, что на Кракене имеется устройство для работы бензомотора в подводном положении. Специальная труба ( шнорхель , или РДП) обеспечивает движение на глубине до 5 метров. Еще имеются два электромотора. Они дают скорость 3 узла, на которой катер может пройти до 6 миль. Предельная глубина погружения катера Кракен-90 составляет 50 метров!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Спецназ. Подразделения.

Российский спецназ ГРУ

News image

Одной из действующих военных организаций Российской Федерации является отряд специального ...

Спецназ Канады

News image

1993 год ознаменовался для Канады переформированием военных вооруженных сил. Тогда ...

Спецназ Республики Беларусь. Алмаз

News image

Фактически с Алмаза и начинался белорусский спецназ в ко...

Новости

Руководители МВД по Республике Алтай пос

News image

Очередной Новый год офицеры Горно-Алтайского спецназа и сотрудники республиканского МВД вс...

В Хабаровске отдельному специальному мот

News image

История специальных моторизованных воинских частей Восточного округа внутренних войск МВД РФ...

В Приморье сотрудник ОМОН спас пострадав

News image

9 декабря на трассе Владивосток-Находка произошла трагедия: ровно в 12 ча...

SAS будет тренироваться в Форт-Брагге

News image

Элитное британское спецподразделение SAS (Special Air Service) будет тренироваться в ...

Авторизация