News image News image News image News image News image News image News image

Спецназ России ГРУ. АФГАНСКАЯ ЭПОПЕЯ

News image

ИСТОРИЮ применения спецназа в Афганистане можно условно разбить на три ос...

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС БОЙЦА СПЕЦНАЗА

News image

Воспитание бойца подразделения спецназа – процесс дорогостоящий, трудоёмкий и долгий. В ...

Спецназ России ГРУ ГШ

News image

Краткая история спецназа ГРУ ГШ Спецназ Вооруженных сил России создавался и де...

Главная - Антитеррор, Люди, Факты - Испанская система борьбы с терроризмом: до и после взрывов в Мадриде

Испанская система борьбы с терроризмом: до и после взрывов в Мадриде

испанская система борьбы с терроризмом: до и после взрывов в мадриде

После взрывов 11 марта 2004 года в пригороде Мадрида (в результате погибли 191 человек), в Испании не только сменилось правительство, но и была проведена реформа спецслужб страны, отвечающих за предотвращение терактов.

Традиции

До марта 2004 года испанские спецслужбы считали, что главной террористической угрозой для страны является деятельность ЭТА. И в борьбе с баскским терроризмом спецслужбы получили весьма специфический опыт. При этом среди западноевропейских стран в 1987 году Испания занимала первое место по уровню террористической активности

В 1983 году в стране против басков стали действовать настоящие эскадроны смерти - так называемая антитеррористическая группа освобождения (Grupo Antiterrorista de Liberacion - GAL). Результат деятельности GAL - 27 трупов с 1983 по 1987 год. Еще с середины 80-х появились слухи, что членами организации являются сотрудники Гражданской Гвардии. В 1996 году выяснилось, что в деятельности антитеррористических бригад, наводивших ужас на жителей баскских городов на севере Испании в середине 80-х годов, как оказалось, принимали участие офицеры испанской полиции. Хуже того, выяснилось, что об этом были прекрасно осведомлены министр внутренних дел страны и руководство испанских специальных служб. Разразился грандиозный скандал, в результате которого в отставку ушел премьер-министр Фелипе Гонсалес. Деятельность бойцов GAL оплачивалась из так называемых скрытых фондов Министерства внутренних дел.   В 2001-м парламент принял антитеррористическое законодательство, которое позволило запретить партию Эрри Батасуна .

11 марта 2004 г. Мадрид…

Присутствие исламистов

Уже после взрывов в марте 2004 года выяснилось, что очень многие теракты были подготовлены на территории Испании. Согласно данным испанских спецслужб, сторонники Усамы бен Ладена подготовили в Испании не только теракты в Мадриде 11 марта, но и в Касабланке (Марокко), Йербе (Тунис), против посольств США в Кении и Танзании, а также, возможно, в Стамбуле и на острове Бали в Индонезии. Кроме того, установлена причастность находящихся в Испании исламистов к убийству в Нидерландах кинематографиста Тео Ван Гога. Испанские сторонники Аль-Каиды также планировали теракты в Риме, Брюсселе и Страсбурге. Из Испании исламисты финансировали также террориста Амхада Фароки, который был обвинен в организации убийства в Пакистане в 2002 году журналиста из Уолл-стрит джорнелл Даниеля Перла и покушений на пакистанского президента Первеза Мушаррафа.

Как утверждал судья Бальтасар Гарсон, до 1999 года исламистские террористы использовали Испанию только как место отдыха, вербовки и подготовки своих боевиков. Но с 2001 года Испания, в силу своего удобного географического положения и незащищенности границ, постепенно превратилась в важную международную базу исламистского терроризма. Именно здесь велась подготовка к терактам 11 сентября 2001 года в США, которые организовывал приехавший в Испанию Мохаммед Атта. По данным испанских спецслужб, сейчас в Испании действуют более 300 исламистских террористов. Многие из них участвовали в боевых действиях в Афганистане и Чечне.

В прошлом Европол и полиция других стран неоднократно предупреждали власти Мадрида о растущей активности за Пиренеями сторонников Аль-Каиды , но правительство Хосе Мариа Аснара не обращало должного внимания на эти сигналы, сосредоточившись на борьбе с баскскими террористами из организации ЭТА.

Еще в ноябре 2003 года главная разведывательная служба Испании - Национальный разведывательный центр - Centro Nacional de Inteligencia (CNI) - решил усилить контроль за мусульманской общиной в стране в связи с волной терактов Аль-Каиды в разных странах мира. НЦР сообщил правительству, что в связи с усилением террористической деятельности Аль-Каиды стало ясно, что Испания также уязвима перед возможными терактами, подобно осуществленному в Стамбуле. Исламские террористы включили эту страну в список своих врагов после того, как она активно поддержала действия США в Ираке, а затем послала туда свои войска. Сотрудники CNI, по его же сообщению, давно и внимательно следят за действиями около 400 живущих в Испании активистов исламских организаций, которые чем-то привлекли к себе внимание испанских спецслужб. С этой целью был расширен штат сотрудников Центра, занимающихся этой деятельностью в местах наибольшего сосредоточения мусульман - Мадриде, Гранаде, Льейде и Аликанте. Для предотвращения терактов в Испании со стороны исламских террористов НЦР также решила укрепить контакты со своими коллегами из спецслужб ряда арабских стран.

После терактов 11 марта наступила время реформ.

Реформы

В мае 2004 года, спустя два месяца после терактов, испанское правительство утвердило положение о создании Национального центра координации борьбы против терроризма - Centro Nacional de Coordinacion Antiterrorista (CNCA). Как пояснил тогда министр внутренних дед Испании Хосе Антонио Алансо, у центра не будет оперативных функций. Он призван обрабатывать информацию, полученную спецслужбами полиции, жандармерии и Национального разведывательного центра Испании (НРЦ), а также от спецслужб других стран мира. Антитеррористический центр должен был покончить с несогласованностью в действиях разных правоохранительных служб в борьбе против баскского терроризма ЭТА и исламистского терроризма. Как было заявлено на заседании совета министров, центр создан по примеру британского JTAC и американского TTIC, которые входят в англосаконскую сеть обмена данными о террористах.

Кроме того, в мае новый министр внутренних дел Хосе Антонио Алонсо заявил, что будет осуществляться более строгий контроль мечетей в Испании и предложил план, в соответствии с которым все речи имамов, произносимые в испанских мечетях, должны регистрироваться. Эту инициативу поддержал министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос, который отметил: Очень важно знать, что говорится во время молений. Число мечетей в Испании в последнее время растет, причем этот процесс совершенно не контролируется .

В январе 2005 года был увеличен бюджет CNI - до 900 млн. евро. Как заявили в испанском правительстве, потребность в столь существенном увеличении расходов на разведку связана с необходимостью усиления мер в борьбе против исламистского и баскского терроризма, которая станет главной задачей страны в ближайшие годы. Было решено также существенно увеличить штат CNI. Хотя его численность является государственной тайной, неофициально сообщалось, что в данный момент в штате находятся две тысячи человек, что неизмеримо меньше численности спецслужб в других странах мира.

Кроме того, чтобы увеличить количество оперативных работников низового и среднего звена, занимающихся борьбой против терроризма, было решено сократить численность службы контршпионажа, в первую очередь осуществляющего контроль над деятельностью представителей иностранных спецслужб в Мадриде.

После этого первый директор созданного вместо бывшего СЕСИДа НРЦ Хорхе Дескальяр был смещен со своей должности и отправлен послом в Ватикан. На его место назначен Хосе Альберто Саис.

Кроме того, численность полиции и гражданской гвардии была увеличена на 36 тыс. человек (до этого в стране было 48 тыс полицейских и 70 тыс агентов гражданской гвардии).

18 марта 2005 года Совет министров Испании одобрил проект нового закона о национальной обороне Испании, который сменит закон, действовавший с 1984 года. В новом законе об обороне впервые в истории Испании предусмотрено участие вооруженных сил страны в борьбе против терроризма (в России подобные поправки к закону Об обороне были приняты после Беслана). Это участие будет осуществляться в форме непосредственной поддержки армией действий сил безопасности. В случае, если армия будет использована в миссиях против терроризма за границей, парламент должен будет дать на это согласие. Прецеденты использования вооруженных сил Испании против террористов уже имеются. После терактов 11 марта 2004 года в Мадриде военные были задействованы для охраны железнодорожных магистралей страны и несколько раз привлекались к обеспечению безопасности во время крупных мероприятий.

А в июне 2005 года в Испании появилась новая спецслужба - на базе бывшего Разведывательного управления Генерального штаба обороны был создан новый орган - Разведывательный центр вооруженных сил (CIFAS). Правда, пока неизвестно, будет ли CIFAS участвовать в борьбе с терроризмом.

Силовые акции по задержанию террористов в настоящее время осуществляют группа специальных операций (GEO, Grupo Especiale para los Operaciones) Национальной полиции. Эта группа была сформирована испанским правительством как полицейский антитеррористический блок, в который приходят на службу лучшие специалисты спецслужб Испании. В 1981 году GEO прошла серьезное испытание при штурме центрального банка в Барселоне, захваченного 24 ультраправыми. Несмотря на то, что тяжело вооруженные террористы удерживали 200 заложников, во время операции погиб только один человек. Именно бойцы GEO участвовали в задержании основных подозреваемых в организации мартовских терактов.

Таким образом, в настоящее время за борьбу с терроризмом в стране отвечают следующие ведомства:

В составе Министерства внутренних дел:

Полиция - Policia

Гражданская гвардия - La Guardia Civil

Спецназ - Grupo Especiale para los Operaciones (GEO)

Спецслужбы:

Национальный разведцентр - CNI

В составе CNI Национальный центр координации борьбы против терроризма - CNCA

Влияние на политический процесс

В 2000 году ведущие партии Испании договорились не использовать в партийных интересах борьбу с терроризмом и приняли Антитеррористический пакт . В нем они условились сохранять единство перед лицом терроризма: не допускать конфронтации между партиями каждый раз, когда происходят теракты, не вести переговоров с террористами в собственных политических целях, не критиковать правительство за его методы борьбы. В результате плохая работа спецслужб во время терактов в марте 2004 года не использовалась для публичной критики властей политиками. Для корректировки антитеррористической борьбы существует другой механизм - закрытый диалог между партиями. После взрывов 11 марта была создана специальная парламентская комиссия, которая и рассматривает новые меры борьбы с терроризмом.

Отношения с соседями

Часть территории страны басков находится во Франции, в результате многие баскские террористы после совершения терактов находили убежище в этой стране. При этом из-за того, что режим Франко в 60-е годы подавлял баскское движение крайне жестокими методами, многие за пределами Испании испытывали симпатии к баскам, а Франция отказывалась выдавать террористов. Франция и после прихода демократии в Испании в 1975 году продолжала отказывать в экстрадициии. Только в 1984 году ситуация начала меняться, Франция стала выдворять террористов со своей территории (в отличие от экстрадиции выдворение -- административная мера и не требует решения суда), и французские судьи начали принимать решения об их экстрадиции.

Между спецслужбами двух стран сложилось тесное взаимодействие. Были созданы две совместные команды: одна для борьбы с исламскими террористами, другая -- с ЭТА. В них судьи и полиция работают вместе, что позволяет оперативно принимать решения о прослушивании, слежке, арестах. В рамках ЕС Испания предложила и добилась утверждения европейского ордера на арест и выдачу предполагаемых террористов (European Warrant Order). По нему принятые любым судьей на территории ЕС решения об аресте немедленно выполняются в других странах Евросоюза. Если предполагаемого террориста задержали во Франции, то как только французский судья выяснит, что его испанский коллега уже выдал ордер на его арест, задержанный будет выдан Испании в срок до 90 дней. Отныне не требуется судебного процесса для принятия решения об экстрадиции. / Источник: интервью посла Испании в России Хавьера Элорса Кавенгта Время новостей 28.10.04 /

В 2001 году, после терактов 11 сентября, испанское правительство объявило об активизации сотрудничества с Францией в деле борьбы с терроризмом. За три года на территории обеих стран задержано более 150 баскских активистов. Испания, по словам министра внутренних дел Марьяно Роя, за 50 дней, прошедших с момента американских терактов, добилась в борьбе против терроризма большего, чем за все последнее десятилетие .

Акции по ликвидации террористов за пределами страны

До 1984 года, когда Франция начала выдавать террористов Испании, проводились акции по нейтрализации террористов во Франции. По словам посла Кавенгта: Это было объяснимо: Франция стала убежищем для террористов, давала им документы политических беженцев. Конечно, те акции заслуживают абсолютного осуждения в демократическом обществе. Но они показали французам, что сложившееся положение дел нетерпимо, и в результате, как ни жестоко это говорить, ситуация разблокировалась . / Источник: интервью посла Испании в России Хавьера Элорса Кавенгта Время новостей 28.10.04 /

Антитеррористическое законодательство

В Европе наряду с Францией испанские органы защиты правопорядка наделены наибольшими полномочиями в борьбе с терроризмом в Европе.

В Испании нет закона О борьбе с терроризмом . Все определения терроризма содержатся в Уголовном Кодексе (Cedigo Penal, CP). Уголовно-процессуальный Кодекс  (Ley de Enjuiciamiento Criminal, LEC) определяет порядок действий правоохранительных органов, в то же время ограничивая права подозреваемых в терроризме. Эти специальные меры определены в статье 55 (2) Конституции, которая прописывает приостановление гражданских прав относительно времени задержания, сохранения неприкосновенности жилища и тайны частной переписки в отношении определенных лиц в связи с расследованиями действий вооруженных банд или террористических групп .

Статья 571 Уголовного кодекса определяет террористов как тех, кто, принадлежит, действует в составе, или сотрудничает с вооруженными группами, организациями или группами, цель которых состоит в том, чтобы ниспровергать конституционный порядок или серьезно изменять общественный мир , осуществляют атаки, описанные в Статье 346 (нападения на здания, транспорт или инфраструктуру с использованием взрывчатых устройств) и Статьи 351 (поджог, вызывающий риск раны или смерти). Статья не предполагает уголовной ответственности за простой акт принадлежности к такой группе, а скорее за участие в преступных действиях, осуществленных членами этих групп с вышеупомянутыми целями. Статьи 572-579 устанавливают минимальные и максимальные тюремные сроки для различных преступлений, осуществленных членами определенных вооруженных групп или тех, кто действуют от их имени. Статья 580 позволяет испанским судам признавать приговоры иностранных судов в отношении действий вооруженных групп, как эквивалентные приговорам по испанскому законодательству.

Принципиальные особенности антитеррористического законодательства Испании - увеличенный период задержания подозреваемого до того, как он предстанет перед судьей, а также использование задержания с ограниченным общением задержанного с внешним миром.

Уголовно-процессуальный кодекс (LEC) устанавливает, что все арестованные должны предстать перед судьей в течение семидесяти двух часов после ареста, а для задержанных по подозрению в членстве или сотрудничестве с вооруженной группой (включая террористические организации) этот срок может быть увеличен еще на сорок восемь часов. Это означает, что подозреваемые в терроризме могут быть задержаны без санкции суда на пять дней.

LEC также предусматривает, что судья может дать задержанному статус incommunicado (отрезанный от внешнего мира) на время задержания (на три или пять дней). Между тем,  обвиняемые в членстве или сотрудничестве с вооруженной группой (включая террористические организации) или те, кто подозревается в совершении преступления в составе группы (трое и больше) могут быть признаны incommunicado на дополнительные пять дней. Кроме того, статус отрезанного от внешнего мира может быть дан повторно, даже после того, как максимальные десять дней истекли, на еще три дня. Ограничения и права отрезанных от внешнего мира задержанным заключаются в следующем.

Задержанные со статусом incommunicado имеют право:

Немедленно получить информацию об основаниях для ареста и своих правах;

Не давать показаний до встречи с судьей;

Не признавать свою вину;

Использовать, бесплатно, переводчика, в случае необходимости;

Уведомить свое консульство, в случае если они - иностранные граждане;

Получить медицинскую экспертизу государственного судебного медика, и просить повторную экспертизу другого государственного судебного медика.

В отличие от всех других задержанных, incommunicado не имеют права:

Уведомить родственников или третье лицо по их выбору об аресте и месте задержания;

Получать и посылать корреспонденцию или пользоваться другими видами связи;

Рассчитывать на посещения религиозных деятелей, частного доктора, родственников, друзей или любого другого человека;

Выбрать своего собственного адвоката - их защиту должен осуществлять поверенный в делах (legal aid attorney);

Конфиденциально консультироваться с поверенным в любое время.

Нормы, носящие превентивный характер, содержатся в УК Испании 1995 г., а также в Органическом законе от 26 декабря 1984 г. О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами , принятый во исполнение п. 2 ст. 55 Конституции 1978 г. и признанный большинством как закон, направленный на усиление борьбы с терроризмом. Здесь также существуют рекомпенсивные по существу нормы. Так, ст. 579 УК Испании предусматривает сокращение размера наказания на одну или две ступени, чем предусмотрено в Законе за соответствующее преступление, лицу, которое добровольно прекратит свою преступную деятельность и предстанет перед властями, признаваясь в совершенных деяниях, и, кроме того, будет содействовать властям в предотвращении совершения преступления;

либо окажет существенную помощь в идентификации или аресте других лиц, которые должны понести ответственность;

либо окажет помощь в прекращении деятельности или развития вооруженных формирований или террористических групп, в которых оно участвовало либо которым оказывало содействие.

Не исключается и полное освобождение от наказания раскаявшегося лица, если совершенные им действия не образуют состав иного преступления, а его активное сотрудничество позволило установить прочих преступников, предотвратить совершение преступления или наступление преступного результата, а также предотвратить создание вооруженных бандитских, террористических и иных мятежных формирований (ст. 6 Органического закона). / Источник: Журнал российского права Предупреждение террористических актов по законодательству Франции, Италии и Испании А. Меньших /

Всех подозреваемых в терроризме судят в Национальном Высшем Суде Audiencia Nacional. Этот суд был создан в 1977 году, его юрисдикция распространяется на преступления, совершенные людьми, принадлежащими вооруженным группам или связанные с террористами или мятежниками, и на тех, кто в таким образом сотрудничает с этими группами или отдельными людьми . В составе  Audiencia Nacional шесть следственных магистратов и столько же палат по уголовным делам, каждый контролируется группой из трех профессиональных судей. До недавнего времени, в Суде было только два обвинителя, специализирующихся на международном терроризме. В мае 2004 года Генеральный прокурор Конд-Пампидо объявил о намерении увеличить это число до шести.

В марте 2003 года Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (КПП) обнародовал результаты своего посещения страны в июле 2001 года. В отчете критиковалась неспособность властей, несмотря на высказанные ими ранее заверения, осуществить предыдущие рекомендации КПП. В их числе было право доступа к адвокатам в начале задержания для подозреваемых, взятых под стражу в соответствии с антитеррористическим законодательством. КПП призвал к конкретным действиям по осуществлению двух других фундаментальных гарантий - права сообщить о факте задержания третьему лицу и права на проведение медицинской экспертизы врачом по выбору, а также официально назначенным врачом. Он также настаивал на создании абсолютно независимого органа для рассмотрения жалоб в отношении правоохранительных органов. Однако власти увеличили более чем вдвое максимальный срок предварительного заключения. В октябре 2003 года вступила в силу реформа Уголовно-процессуального кодекса в отношении предварительного заключения. Она позволяла содержать задержанного под стражей в целом в течение 13 дней: до пяти дней в полиции или в органах службы безопасности, плюс еще восемь дней в тюрьме в том случае, если это предписано судьей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости

Руководители МВД по Республике Алтай пос

News image

Очередной Новый год офицеры Горно-Алтайского спецназа и сотрудники республиканского МВД вс...

В Хабаровске отдельному специальному мот

News image

История специальных моторизованных воинских частей Восточного округа внутренних войск МВД РФ...

В Приморье сотрудник ОМОН спас пострадав

News image

9 декабря на трассе Владивосток-Находка произошла трагедия: ровно в 12 ча...

SAS будет тренироваться в Форт-Брагге

News image

Элитное британское спецподразделение SAS (Special Air Service) будет тренироваться в ...

Авторизация