News image News image News image News image News image News image News image

Спецназ России ГРУ. АФГАНСКАЯ ЭПОПЕЯ

News image

ИСТОРИЮ применения спецназа в Афганистане можно условно разбить на три ос...

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС БОЙЦА СПЕЦНАЗА

News image

Воспитание бойца подразделения спецназа – процесс дорогостоящий, трудоёмкий и долгий. В ...

Спецназ России ГРУ ГШ

News image

Краткая история спецназа ГРУ ГШ Спецназ Вооруженных сил России создавался и де...

Главная - Антитерроризм в мире - Доклад статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел В.А. Васильева - Мировое сообщество в борьбе с терроризмом

Доклад статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел В.А. Васильева - Мировое сообщество в борьбе с терроризмом

доклад статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел в.а. васильева -  мировое сообщество в борьбе с терроризмом

Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги!

1. В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на двух вопросах, связанных с терроризмом. Первый это состояние и меры, принимаемые правоохранительными органами в борьбе с внутренним терроризмом в Российской Федерации. Второй - связан с обострением обстановки по линии международного терроризма, о чем свидетельствуют события последних двух месяцев в США и последующая реакция на них мирового сообщества. В связи с этим вновь приобрело важное значение решение проблемы организации международного сотрудничества и взаимодействия в борьбе с международным терроризмом.

Ситуация в Чечне, складывавшаяся в последние несколько лет, а также то, что крупные города России стали объектами проведения значительного числа террористических актов, говорят о том, что в последние годы Россия подверглась массированному воздействию международных террористических организаций, преследующих политические, религиозные, идеологические цели. Основная направленность осуществленных террористических актов, направленных против гражданского населения ряда крупных городов - заставить федеральные органы государственной власти России пересмотреть ряд вопросов внутренней политики.

В связи с этим одним из направлений оперативно-служебной деятельности, которое в МВД России имеет приоритетное значение, является борьба с международными преступными формированиями, взаимодействие с правоохранительными органами стран дальнего и ближнего зарубежья, оказание им практической помощи по уголовным делам и совместным разработкам.

Так, в рамках борьбы с международным терроризмом осуществляется взаимодействие с МИД России и субъектами антитеррористической деятельности Российской Федерации, обобщается информация о мерах принимаемых другими странами, международными организациями по противодействию международному терроризму, особенно в связи с проведенной серией терактов в США. В настоящее время установлены контакты с правоохранительными органами многих зарубежных государств.

Взаимодействие Министерства в лице его соответствующих оперативных служб с аналогичными структурами зарубежных правоохранительных органов осуществляется в основном по следующим направлениям:

совместный анализ и прогноз развития криминогенной ситуации;

выработка согласованных мер по конкретным уголовным делам и оперативным материалам;

информационный обмен оперативными данными на лиц, связанных с противоправной деятельностью преступных сообществ и организованных групп;

разработка международных преступных формирований, действующих на территории нескольких государств, а также исполнение запросов об оказании правовой помощи в раскрытии и расследовании преступлений.

С правоохранительными органами Государств-участников СНГ и стран дальнего зарубежья проводится обмен оперативной и иной информацией по линии противодействия терроризму и экстремизму. С целью стабилизации оперативной обстановки в приграничных регионах России, наиболее активно осуществлялось взаимодействие с подразделениями по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы.

Правоохранительными органами Государств-участников СНГ подготовлены, утверждены и осуществляются ряд планов совместных мероприятий и Программ, направленных на пресечение преступной деятельности, сопутствующей террористической (оборот наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), а также по борьбе с международным терроризмом.

Положительный эффект в при предупреждении преступлений террористической направленности и выявлении лиц, предприятий, организаций, имеющих отношение к ним, дали проведенные крупномасштабные специальные операции Граница-Заслон и Граница-2001 , Наемник , в проведении которых участвовали подразделения МВД, ФСБ, ГТК, ФСНП и ФПС России, а также МВД Беларуси, Армении, Грузии и Азербайджана. Операция Граница-заслон имела определенное профилактическое значение и позволила оздоровить оперативную обстановку в приграничных регионах в целом.

Основной целью операции Наемник было пресечение каналов переброски в Чечню наемников, оказания финансовой и материальной помощи незаконным вооруженным формированиям сепаратистов, а также пресечение распространения ваххабитского движения.

В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий задержано 262 человека, подозреваемых в причастности к незаконным вооруженным формированиям, дополнительно вскрыто: четыре маршрута переброски наемников, два центра проповедования идей ваххабизма, восемь коммерческих структур, оказывающих помощь незаконным вооруженным формированиям, два места вербовки наемников.

Итоги совместных широкомасштабных операций показали их эффективность и подтвердили целесообразность проведения.

Для отработки связей зарубежных религиозных и экстремистских организаций с НВФ, активно действующими в Чечне, правоохранительными органами проводится комплекс мероприятий, направленных на добывание оперативной информации об их деятельности. Получен большой объем сведений о деятельности на территории Северного Кавказа незаконных вооруженных формирований, их лидеров, активных членов, а также связях, как в Российской Федерации, так и за рубежом, отслеживаются связи чеченских бандформирований с различными международными исламскими экстремистскими организациями, базирующимися в Саудовской Аравии, Египте, Алжире, Пакистане и ряде других государств.

Значительно увеличился объем взаимной информации о каналах незаконного ввоза на территорию Российской Федерации и Республики Таджикистан вооружения, наркотических веществ и литературы, содержащей призывы к разжиганию национальной и религиозной вражды.

Правоохранительными органами России проводится комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на выявление и пресечение каналов финансирования незаконных вооруженных формирований Чечни.

В прошедшем году только в г. Москва выявлено 14 коммерческих банков, находящихся под контролем чеченских организованных групп, в том числе 4 банка, оказывающих адресную помощь лидерам НВФ в Чечне. В отношении этих банков в рамках совместного плана с ФСНП, ФСБ, с привлечением специалистов Центробанка осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Следственным комитетом при МВД России возбуждено уголовное дело в отношении организованной группы, действующей в кредитно-финансовой сфере и в интересах чеченских НВФ.

2. Связь организованной террористической деятельности на территории России с криминальными структурами, базирующимися на территории других государств и находящими зачастую поддержку существующих там режимов власти, ставит вопрос международном сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом. Речь идет с одной стороны о присоединении России к действующим международным правовым документам, а с другой - о преодолении существующих проблем на пути организации взаимодействия и сотрудничества различных государств в деле борьбы с терроризмом.

Подготовлены и представлены в МИД России заключения по пакетам документов, касающихся ратификации:

- Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (ратифицирована);

- Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1998 г. (ратифицирована);

- Международной конвенции 1998 года о борьбе с бомбовым терроризмом.

Намечено осуществление внутригосударственной процедуры, необходимой для вступления в силу Конвенции 1991 года о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения.

Осуществляется и другая работа в данном направлении.

Значительный импульс к сближению государств в деле борьбы с международным терроризмом был получен после событий в США 11 сентября 2001 года. Многие государства были поставлены перед вопросом о поддержке ими усилий, предпринятых страной - жертвой террористического акта, по нанесению ответного удара международному терроризму. События 11 сентября в США были осуждены практически всеми государствами мирового сообщества и послужили их объединению в решении задач борьбы с терроризмом.

Фактом, признаваемым подавляющим числом государств, так или иначе затронутых преступлениями террористической направленности, можно считать осознание транснационального характера организаций, причастных к этому виду преступной деятельности. Предпосылками этого являются:

- разделение отдельных составляющих транснациональной преступной деятельности по странам с наиболее благоприятным для них климатом. Криминальные организации, обосновываются в нескольких странах, в которых имеются соответствующие условия для деятельности, например, крупные рынки для сбыта незаконной продукции, превращая их в основные базы для вовлекается в этот процесс в качестве производителя нелегальных товаров, другие в транспортно-перевалочные пункты, через которые криминальные организации, используя коррупцию и подкуп, обеспечивают безопасный провоз нелегальных товаров, нелегальную миграцию, в третьих организуются центры подготовки террористов для оказания там, где нужно и когда нужно, необходимого давления;

- становящаяся все более заметной роль общего финансового пространства, в котором обслуживаются и взаимодействуют различные формы транснациональной организованной преступной деятельности, где финансовые потоки питают и связывают в единое целое различные виды организованной преступной деятельности: наркобизнес, незаконную торговлю оружием, отмывание грязных денег , терроризм и др.

Так, незаконный оборот наркотиков, осуществляемый транснациональными криминальными структурами, представляет собой главный источник грязных денег , на отмывании которых специализируются другие преступные организации, также транснациональные по своему составу.

Террористические организации, отдельные функциональные части которых на территориях различных государств занимаются вербовкой, подготовкой и обучением террористов, а также последующим использованием подготовленных кадров, причастны к отмытым деньгам в той мере, в какой они служат достижению целей и решению задач тех лиц, в руках которых сосредоточены нити управления финансовыми потоками.

Спектр этих целей может быть весьма широким. Это обеспечение средствами террора безопасности и эффективности производства, транспортировки и распространения наркотиков, как это было в Колумбии. Там в 93-95 годах военные усилия наркокартелей обеспечили установление почти всеобъемлющего контроля террористами над гражданским населением путем применения как пассивных (угрозы), так и активных методов (убийства, поджоги, взрывы) для того, чтобы добиться от населения сотрудничества на всех уровнях. Силы безопасности и полиция Колумбии очутились перед реальной военной угрозой со стороны наркотеррористических группировок, которые оказались способны эффективно оборонять и защищать свои объекты и источники наживы, используя для этого подразделения ротного и даже батальонного состава с мощным вооружением и оснащением.

Цели терроризма могут носить политический или религиозно-экстремистский характер. Примером может служить Афганистан, на территории которого находятся базы подготовки террористов. Финансовую основу их деятельности представляет героиновый и нефтяной бизнес. Целью экстремистски настроенной части религиозного руководства страны, а также владельцев и руководителей упомянутого бизнеса, являются борьба террористическими средствами со странами, представляющими угрозу исламу - это прежде всего США и Россия. Примерами этого служат террористические акции в США и России против гражданского населения.

Террористическая деятельность, питаемая финансами и кадрами из Афганистана и ряда других исламских государств, привела к масштабным военным действиям в Северо-Кавказском регионе с целью нарушения целостности территории России.

Кроме того, теми же средствами терроризма делается попытка достижения провозглашенных и далеко идущих целей исламизации (на основе экстремистского варианта учения ислама) значительных территорий России и среднеазиатских республик СНГ.

Транснациональный характер крупных террористических организаций определяет международный характер задач их выявления и предупреждения готовящихся террористических преступлений на территориях различных государств, проведения силами различных государств операций по уничтожению функциональных звеньев террористических организаций и структур, обеспечивающих их жизнедеятельность и способность совершать террористические акции.

Однако на пути объединения усилий государств в борьбе с терроризмом лежит ряд принципиальных проблем, многие из которых имеют большую историю. В их основе лежит неразрешенность проблемы выработки общего определения понятий терроризма и международного терроризма , которые являются краеугольными камнями при создании правовой базы международного сотрудничества при проведении совместных международных операций против транснациональных террористических организаций, а также соответствующего уровня информационного взаимодействия субъектов борьбы с ними.

Состояние, в котором находится решение данной задачи, порождает сомнение в возможности выработки такой позиции.

Попытки сформулировать понятие терроризма неоднократно предпринимались многими зарубежными юристами, политологами и социологами и в настоящее время существует более 100 определений этого понятия.

Серьезное внимание проблеме борьбы с терроризмом уделила ООН в 1972 году. Однако выработать общее понятие международный терроризм не удалось.

Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней на своей XI сессии в 1990 году одобрил рекомендации государствам, в которых констатировал невозможность достичь всеобщего согласия по вопросу общеприемлемого содержания термина международный терроризм и предложил вместо поиска определения международного терроризма разработать перечень конкретных видов деятельности, которые международное сообщество будет рассматривать как террористические.

Отсутствие общепринятого определения терроризма не только препятствует эффективной борьбе с ним мирового сообщества, но и создает благоприятные условия для осуществления некоторых террористических актов.

Общая трактовка правоохранительными органами государств, стремящихся к сотрудничеству в борьбе с транснациональными и внутригосударственными террористическими структурами с зарубежными связями, ключевых понятий, соответствующая ориентация разведывательной работы в криминальной среде и организация аналитической работы по обработке информации в соответствии с перечисленными позициями является одним из условий, выполнение которого создаст предпосылки как для повышения эффективности борьбы с упомянутыми криминальными структурами, так и основу содержательного оперативного и тактического взаимодействия в борьбе с транснациональной террористической деятельностью на уровне совместных международных стратегических, тактических и оперативных операций.

Среди общих ключевых понятий, относящихся к транснациональной террористической деятельности и взаимодействию различных государств в борьбе с ней можно указать на: единое толкование основных признаков и методов транснациональной террористической деятельности, признаков опасности, исходящей от нее; обмен информацией и совместный анализ деятельности террористических организаций с целью определения их уязвимых точек и их ключевых звеньев, которые могут быть использованы в ходе национальных и международных операций.

Только близкие позиции в этих вопросах могут послужить основой выработки системы отношений между государствами, в рамках которой было бы возможно объединение усилий их правоохранительных органов при проведении на своих территориях оперативно-розыскных действий, объединенных общей целью, в отношении международной террористической организации и ее участников.

Дальнейшим развитием таких действий является совместное осуществление крупномасштабных операций на территориях отдельных государств объединенными силами других государств, безопасности которых угрожает преступная деятельность одной и той же международной криминальной структуры.

Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что реализация подобного рода действий должна проходить с санкции международного сообщества в лице ООН и под ее жестким контролем. В противном случае антитеррористическая операция одних государств в отношении других может вылиться в форму государственного терроризма в отношении стран, подозреваемых в пособничестве терроризму, который английский политолог Р. Клаттербак характеризовал как ведение своей войны на чужих улицах .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости

Руководители МВД по Республике Алтай пос

News image

Очередной Новый год офицеры Горно-Алтайского спецназа и сотрудники республиканского МВД вс...

В Хабаровске отдельному специальному мот

News image

История специальных моторизованных воинских частей Восточного округа внутренних войск МВД РФ...

В Приморье сотрудник ОМОН спас пострадав

News image

9 декабря на трассе Владивосток-Находка произошла трагедия: ровно в 12 ча...

SAS будет тренироваться в Форт-Брагге

News image

Элитное британское спецподразделение SAS (Special Air Service) будет тренироваться в ...

Авторизация