Сверхмалые подлодки
Однако хотя операция в собственных водах завершилась для британцев полным фиаско, они тем не менее не отказались от выполнения задачи – подробно ознакомиться с крейсером. Но уже в его родной базе. Для этой и других подобных целей было решено использовать 5-ю серию сверхмалых подлодок.
1 октября 1954 года акционерное общество «Виккерс-Армстронг» сдало ВМС первую карликовую субмарину Х-5I «Стилбек», представляющую незначительную модификацию СМПЛ серии ХЕ, участвовавших во Второй мировой войне и добившихся относительно неплохих результатов. В 1955 году таких «карликов» было уже четыре.
В 1955 году сверхмалая подлодка с боевыми пловцами прибыла на Балтийское море. В роли транспорта мог использоваться британский военный корабль, идущий с дружественным визитом в одну из прибалтийских стран. (автор помнит заходы английских военных кораблей даже в Ленинград в 1955–1956 годах, когда он был курсантом училища подводного плавания). Доведя СМПЛ до определенного места, он оставлял ее действовать самостоятельно, а сам отправлялся дальше. На обратном пути корабль встречал субмарину и доставлял ее на свою базу.
На сей раз объектом внимания британских морских разведчиков стал крейсер проекта 68-бис «Орджоникидзе», находившийся в Балтийске (бывшая германская ВМБ Пиллау). Операция по тайному проникновению в акваторию военно-морской базы была сложна, но выполнима, тем более что опыт скрытного захода в сильно охраняемые ВМБ у английских подводников-спецназовцев имелся. Для этого требовалась точная информация о местах стоянок кораблей, расположении средств надводной и подводной защиты, системе патрулирования, периодичности открытия проходов в сетевых заграждениях. Схемы ВМБ Пиллау английские «рыцари плаща и кинжала» отыскала в архивах Третьего рейха, кроме того, в их распоряжение поступили данные авиационной разведки НАТО.
Осуществление поставленной задачи англичанам вроде бы облегчала и ситуация неуверенности, царящая в СССР после смерти Сталина, а также непрекращающаяся борьба за власть среди руководства страны, что в совокупности привело к повсеместному падению дисциплины, в том числе в армии и на флоте. Не был ли, кстати, похожий сценарий разыгран в бухте Севастополя в октябре 1955 года, когда погиб линкор «Новороссийск», тайна трагедии которого не раскрыта до сих пор? Ведь в ту пору эскадра НАТО стояла в Босфоре.
Увы, несмотря на длительную и тщательную подготовку, и эта операция завершилась провалом. Обследовать «Орджоникидзе» в советском порту не удалось. Историк Александр Широкород в монографии «Крейсера типа «Свердлов» отмечает, что при попытке обследовать «Орджоникидзе» в 1955 году на Балтике бесследно исчезла принадлежащая спецслужбам Англии сверхмалая подводная лодка. Но подтверждений этому пока нет.
Что же касается СМПЛ серии X-5I, то они служили до списания в 1960-х годах. Но есть ли подобные «лилипуты» в ВМС Великобритании сейчас, точно неизвестно. А вот у США они имеются, правда, все подробности их устройства и предназначения охраняются не менее тщательно, чем тайны атомных субмарин.
Читайте: |
---|
Спецназ. Подразделения.
Институты ФСБ РоссииКалининградский, хабаровский, ставропольский пограничный, новосибирский, анапский, бабушкинский, нижегородский пограничный институт ... |
Поступление в академию ФСБПоступление в академию ФСБ России – мечта многих юношей и ... |
Спецназ нацистской Германии![]() В годы Второй Мировой войны помимо абвергрупп и абверкоманд, готовивших ди... |