News image News image News image News image News image News image News image

Спецназ России ГРУ. АФГАНСКАЯ ЭПОПЕЯ

News image

ИСТОРИЮ применения спецназа в Афганистане можно условно разбить на три ос...

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС БОЙЦА СПЕЦНАЗА

News image

Воспитание бойца подразделения спецназа – процесс дорогостоящий, трудоёмкий и долгий. В ...

Спецназ России ГРУ ГШ

News image

Краткая история спецназа ГРУ ГШ Спецназ Вооруженных сил России создавался и де...

Главная - Хроники Антитеррора - ТЕРРОРИСТ В КОЛЯСКЕ

ТЕРРОРИСТ В КОЛЯСКЕ

террорист в коляске

Сегодня в мире не так много людей, которых можно было бы назвать живыми легендами. 22 марта мусульмане и, прежде всего, палестинские террористы понесли тяжелую утрату, лишившись человека, который больше других заслуживал звания живой легенды арабского террора – шейха Ахмеда Ясина. Значительный интерес для нас представляет не только то, как он умер, но и то, как он жил, потому что механизмы появления на свет столь масштабных террористических деятелей заслуживают того, чтобы исследовать их как можно более подробно.

Первые шаги

Ахмед Ясин родился в 1936 году в палестинской деревне аль-Джура, расположенной неподалеку от библейского города Аскалона (Ашкелона). Незадолго до его рождения мать услышала голос во сне, который возвещал ей, что ее сын станет великим вождем арабов. Когда Ахмеду было одиннадцать лет, он стал свидетелем кровопролитной войны, развязанной арабскими государствами, желавшими уничтожить евреев, выгородивших себе с помощью уговоров и террора собственное государство на земле Палестины.

Как известно, та, первая, война, подобно всем остальным арабо-израильским войнам, отнюдь не увенчала успехом арабское оружие, и проигравшие в войне арабы были вынуждены покинуть свои родные места, спасаясь в многочисленных лагерях для беженцев, расположенных по всей арабской Палестине. Не стала исключением и семья Ахмеда Ясина – в 1949 году она бежала из-под Аскалона, обосновавшись в Газе, находившейся тогда под юрисдикцией Египта, в лагере беженцев Шати.

Там с Ахмедом произошел несчастный случай, определивший дальнейшее направление всей его жизни. Как и многие из детей беженцев, мальчик записался в спортивную секцию при ячейке радикальной международной организации «Братья-мусульмане» и однажды, играя в футбол, повредил позвоночник и утратил способность к самостоятельному передвижению, до конца своих дней оставшись прикованным к инвалидной коляске. Однако это не повлияло на силу его духа – он все равно всю свою жизнь горел желанием бороться за свою страну, чтобы быстрее освободить ее от ига «сионистов».

В юности Ахмед Ясин перебрался в Каир, где год учился в исламском университете Айн-Шамс, изучая Коран и английскую литературу. Из-за нехватки средств ему пришлось продолжать образование заочно – после учебы в университете он преподавал в одной из каирских школ. Именно тогда он стал членом организации «Братья-мусульмане», традиционно занимающей весьма сильные позиции в Египте. Вернувшись в Газу, Ахмед Ясин стал представителем «Братьев» в Палестине и школьным учителем.

Интересно отметить, что радикальные исламские группировки вроде «Братьев-мусульман» тогда не считались израильскими спецслужбами существенной угрозой в плане вооруженной борьбы. По мнению того времени, леворадикальные палестинские националисты вроде молодого тогда Ясира Арафата или столь же молодого Абу Нидаля были гораздо опаснее. Конечно, в этой точке зрения был тот резон, что всем левацким деятелям (а в особенности вожакам «национально-освободительных движений») тогда оказывал поддержку Советский Союз, что многократно увеличивало их значимость. Но в целом время все же показало, сколь неправы были тогда израильтяне, недооценивая силу и опасность радикального ислама.

Становление лидера

Так что в то время Ясин не испытывал существенных затруднений в своей деятельности, тем более что на том этапе его жизни она носила преимущественно благотворительный характер: собрав средства, он смог открыть небольшую мечеть, при которой начали работать вечерние классы и подростковый клуб. Тогда же Ахмед Ясин выступил создателем новой концепции для «Братьев-мусульман» в Палестине, по которой организация начала ориентироваться в первую очередь на молодежь и проводить для них разнообразные, прежде всего спортивные, мероприятия – как с целью поддержать интерес у адептов, так и с целью привлечения новых членов в свои ряды. Впоследствии шейх неуклонно проводил эту концепцию в жизнь, и даже тогда, когда он создал организацию «ХАМАС», это правило – использование социальных и спортивных проектов для вербовки неофитов – им неукоснительно соблюдалось.

В последние годы египетской юрисдикции над Газой Ахмед Ясин получил и свой первый опыт пребывания за решеткой. Это случилось в 1966 году, когда Гамаль Абдель Насер организовал гонения на «Братьев-мусульман». Большинство активистов организации были арестованы и отправлены в Каир, где с ними обошлись довольно сурово. Шейха Ясина спасла его инвалидность – с момента ареста он провел всего месяц в тюрьме Газы, после чего его выпустили на свободу.

Следующим важным этапом в жизни Ахмеда Ясина была Шестидневная война 1967 года, в результате которой Газа перешла под контроль Израиля. В отличие от Арафата, создавшего в 1964 году Организацию освобождения Палестины и предпочитавшего политику вооруженной борьбы и массовых акций протеста, шейх Ясин продолжал заниматься благотворительностью и с момента начала израильской оккупации – «Братья-мусульмане» под его контролем открывали в Палестине школы, больницы, роддома, детские сады, исламские кружки и так далее. А израильские власти по-прежнему игнорировали Ясина и его «Братьев», не считая их популярность в Палестине угрозой для себя – «Братья-мусульмане» рассматривали поражение в Шестидневной войне как наказание арабам свыше и «всего лишь» призывали их вернуться в лоно ортодоксального ислама.

Главный «брат»

В 1968 году Ясин был, наконец, выбран верховным вождем организации «Братья-мусульмане» на всей территории Палестины и получил титул «эмир аль-муаминин» («лидер верующих»). Это было тут же использовано им для дальнейшей популяризации идей ислама в интерпретации «Братьев» – их ячейки в семидесятые годы появились практически в каждом палестинском городе и даже почти в каждой деревне. Как правило, это были мечети, при которых действовали центры социальной помощи. Такие меры еще больше увеличивали популярность организации в массах простых палестинцев.

К чести израильских спецслужб, стоит сказать, что сразу после избрания Ясина главой «Братьев-мусульман» в Палестине они установили за ним тщательное наблюдение, а после того, как он в том же 1968 году организовал демонстрацию протеста, его вызвали в оккупационную администрацию и предупредили о запрете на подстрекательскую деятельность. Но это, конечно, не могло остановить немощного телом и сильного духом шейха, презиравшего лишения и учившего этому других.

Со временем Ясин начал предпринимать и попытки создания собственного политического движения: уже в 1973 году им был создан «Исламский центр», а позже, в 1978 году – «Исламское объединение», взявшее под свой контроль большинство местных исламских учреждений и организаций. Среди созданных им группировок есть и одна с весьма экзотическим названием – «Слава моджахедов», или просто «Моджахеды», основанная им в 1983 году.

Моджахеды-неудачники

Первыми задачами «моджахедов», как определил их сам Ясин на первом заседании, были вербовка новых членов и закупка оружия. И если с вербовкой особенных проблем не было (авторитет Ясина уже тогда был достаточно высок для этого), то достать оружие оказалось весьма трудно. В самом деле, тогда палестинские боевики не могли рассчитывать ни на помощь Ирана, который вел тяжелейшую войну с Ираком, ни на помощь своих единоверцев в Европе, которые тогда еще были малочисленны и разобщены.

Более того, даже если кто-нибудь и пожелал бы прислать палестинцам оружия, последним было бы элементарно негде его забрать – все порты на территории палестинской автономии в те времена вполне надежно контролировались Израилем, а палестинского самоуправления практически не существовало по той причине, что вся автономия была оккупирована израильской армией и управлялась военными. Правда, в самом разгаре была ливанская война, и сам Израиль, как одна из сторон в этой войне, был переполнен своим и трофейным оружием, но отдавать его боевикам шейха Ясина израильтяне, ясное дело, никак не собирались.

Тем не менее, вождь «моджахедов» ухватился за эту ниточку и через криминальные круги в самом Израиле он довольно быстро смог выйти на офицера израильской армии, который как раз похитил на военной базе крупную партию оружия и хотел бы реализовать его побыстрее. Сделка состоялась, а оружие тут же было переправлено в сектор Газа и спрятано в многочисленных тайниках, в том числе дома у самого шейха и в мечети, где он проповедовал.

Только тогда израильтяне поняли, что, как бы выразились герои Шолохова, «всурьез собрались Рваные щупать Советскую власть». В июне 1984 года израильская служба безопасности «ШАБАК» провела адресные проверки и обыски «моджахедов». Только из дома Ясина и его мечети было вытащено 22 пистолета, 11 штурмовых винтовок М-16, 30 автоматов Калашникова, 1 автомат «Галил», 6 пистолетов-пулеметов «Узи» и «Карл Густав», великое множество гранат и патронов. Вся организация была раскрыта, а шейх Ахмед Ясин был арестован и приговорен к тринадцати годам лишения свободы «за руководство антигосударственной организацией и создание запасов оружия».

Однако уже через 11 месяцев, в 1985 году, Ахмед Ясин был освобожден по требованию Ахмеда Джибриля, вожака террористической организации «Народный фронт освобождения Палестины – общее командование», который на ливанской войне захватил в плен троих израильских солдат и согласился обменять их лишь на… 1150 палестинских террористов, среди которых был и шейх.

«Санитары леса»

Выйдя на свободу, Ясин, во избежание нового провала, тут же создал собственную службу безопасности, которая была названа им «аль-Маджд» («Слава», также это аббревиатура от арабских слов «Группа джихада и проповеди»). Главным занятием этой службы был поиск и уничтожение израильских агентов среди палестинцев. Также на службу безопасности возлагалась нелегкая задача поддержания здорового «нравственного климата» – иными словами, уничтожения всех палестинцев, преступающих заповеди ислама: торговцев наркотиками, алкоголем, порнографией, проституток, сутенеров и так далее.

Так как Ясин, в жизни не написавший ни одного серьезного труда по богословию, был, тем не менее, признан «шейхом», он выпустил «фетву» – постановление, имеющее силу мусульманского закона и позволявшее «верным» с осознанием собственной непорочности и правоты убивать «отступников» и сжигать их магазины. За пять лет, с 1987 по 1992 год, «санитары леса» уничтожили примерно 900 оступившихся соплеменников. Но старцу хотелось большего, нежели просто погромы и убийства, пусть даже и из высоконравственных побуждений.

В 1987 году, когда только начиналась первая палестинская интифада, Ахмед Ясин вместе с Абд-эль-Азизом ар-Рантиси, Халедом Мешалем и тремя другими радикальными исламистами создал «ХАМАС» – название этой организации было взято от аббревиатуры арабских слов «Исламское движение сопротивления». Кроме того, слово «хамас» по-арабски означает «рвение». Именно тогда шейх Ясин, как полагают, впервые ввел в повседневную практику террора использование террористов-смертников с «поясами шахида».

Израиль, разумеется, не оставался в неведении насчет того, какую роль в интифаде играет Ахмед Ясин. Но арестовать его долго не решались, так как он обладал слабым здоровьем и существовал значительный риск того, что он просто умрет в тюрьме.

Так что лишь в 1989 году, когда члены организации «ХАМАС» убили израильского солдата Илана Саадона, шейх Ясин был арестован вторично и в 1991 году приговорен к пожизненному заключению за убийство четырех палестинцев, сотрудничавших с Израилем. Всем казалось, что на этот раз Ахмед Ясин «засел» основательно и надолго, если не навсегда…

Горе-отравители

Как ни странно, освободить Ахмеда Ясина из заключения помогла… неуемная активность израильских спецслужб. В 1997 году они попытались убить находившегося тогда в столице Иордании Аммане лидера политического крыла группировки «ХАМАС» Халеда Мешаля.

Способ убийства был выбран довольно сложный, наподобие того, как болгарские спецслужбы при помощи КГБ в 1978 году устранили жившего в Лондоне диссидента Георгия Маркова. Среди бела дня, прямо на улице, киллеры из «Моссада» укололи Халеда Мошаля специальным шприцем с ядом органического происхождения, который вызывал паралич дыхательного центра и сердечной мышцы.

Как ни странно, операция с треском провалилась: отравленный Мешаль не умер сразу, а агенты были незамедлительно арестованы охраной отравленного политика и местной полицией. Тем не менее, дни Мешаля были сочтены, так как без аппаратов жизнеобеспечения он не мог даже дышать.

Между Израилем и Иорданским королевством разгорелся грандиозный скандал. Израиль требовал немедленно освободить провалившихся агентов без каких бы то ни было предварительных условий. Но иорданский король Хусейн оказался не робкого десятка и пообещал устроить над арестованными показательный процесс, а по его завершении – публично их повесить. Израильская «дипломатия силы» была вынуждена срочно отступить и пленные были переданы Израилю лишь в обмен на противоядие для Мешаля и свободу для нескольких десятков палестинских экстремистов и террористов, включая и шейха Ахмеда Ясина. Правда, Ясин был депортирован в Иорданию, но оттуда он без проблем смог въехать на территорию Палестины.

Последние песни

Осенью 2000 года, когда началась вторая палестинская интифада, шейх Ахмед Ясин принял в ней самое деятельное участие и обеспечил ей международную поддержку в значительной части мира. Даже Шамиль Басаев предложил ему прислать в Палестину сначала сто пятьдесят («для участия в священном джихаде отвоевывать Иерусалим отправляются сто пятьдесят человек»), а затем полторы тысячи бойцов-смертников из Чечни, укомплектованных всем необходимым. Ясин ответил ему на это, что палестинцы «не нуждаются в помощи» чеченских ваххабитов и добавил: «У нас – свой оккупант, у них – свой. Пусть остаются и сражаются против России». Так что можно быть лишь благодарным шейху Ахмеду Ясину за его четкий и однозначный ответ, сразу показавший всем, на чьей стороне находятся разнообразные российские «патриоты» коммунистического толка, пекущиеся об «освободительной борьбе палестинского народа».

…Казалось, что Ахмед Ясин, не зная усталости, вечно будет руководить террористической интифадой из своей инвалидной коляски. Но болезни уже начинали брать свое. Кроме того, рядом с ним оставалось все меньше и меньше старых товарищей по борьбе. В начале июля 2002 года в бою с израильскими спецподразделениями погиб крупный функционер «ХАМАСа» Мухаммад аль-Тахир. Незадолго до гибели шейха, в июле 2003 года, был убит ведущий технический специалист группировки Абу аль-Гуль, а его дом был разрушен в январе этого года. Тем же летом, в августе 2003 года, был убит боевой соратник Ясина Исмаил Абу Шанаб…

Кольцо вокруг Ахмеда Ясина неумолимо смыкалось все туже и туже. Уже в сентябре 2003 года премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил, что все лидеры организации «ХАМАС» приговорены к смерти (не уточнив, правда, кто и как умудрился приговорить их безо всякого суда). Шарон подчеркнул: «Мы не станем давать им времени для передышки. Мы продолжим охоту на них, поскольку они имеют перед собой лишь одну цель: уничтожение Израиля». Так как слова у Шарона редко расходятся с делом, еще накануне этого заявления Ахмед Ясин получил ранение в руку в результате ракетного обстрела его дома, но остался жив.

Незадолго до смерти шейх Ахмед Ясин написал письмо участникам саммита Лиги Арабских государств, проходившего в Тунисе. В нем, в частности, говорилось: «Палестина – арабская и мусульманская земля, оккупированная руками сионистов-евреев, и не будет возвращена никаким иным способом, кроме силы оружия. Мы призываем вас остановить все переговоры с врагом, закрыть все его посольства, консульства и коммерческие представительства».

Этот документ, который можно было бы счесть политическим завещанием шейха, едва ли, впрочем, будет принят лидерами арабских стран к исполнению. Ибо конформизм пустил глубокие корни в арабской среде, и число коллаборационистов среди власть имущих арабов не поддается никакому сравнению. Объединение же арабов под знаменем ислама, о чем мечтал Ахмед Ясин – это химерическая идея, которая, к счастью для всего неарабского мира, пока так и не сбылась.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости

Руководители МВД по Республике Алтай пос

News image

Очередной Новый год офицеры Горно-Алтайского спецназа и сотрудники республиканского МВД вс...

В Хабаровске отдельному специальному мот

News image

История специальных моторизованных воинских частей Восточного округа внутренних войск МВД РФ...

В Приморье сотрудник ОМОН спас пострадав

News image

9 декабря на трассе Владивосток-Находка произошла трагедия: ровно в 12 ча...

SAS будет тренироваться в Форт-Брагге

News image

Элитное британское спецподразделение SAS (Special Air Service) будет тренироваться в ...

Авторизация